Российское предпринимательство,
29 августа 2012 г.
Формирование структурной модели концепции менеджмента страховых процессов 669 просмотров
Основная цель формирования концепции менеджмента страховых процессов состоит в разработке теоретических основ создания и поддержания эффективного функционирования органов управления страховой организацией в условиях необходимости одновременного учета потребностей страхователей (в заключении договоров по традиционным и новым страховым продуктам), посредников (в построении эффективной системы взаимоотношений со страховой компанией и своевременном корректировании ассортимента страховых услуг) и самой страховой компании (в безубыточном осуществлении страховой и инвестиционной деятельности).
На современном этапе развития российского рынка страхования это направление совершенствования страхового бизнеса представляется наиболее перспективным и экономически оправданным. Достижение указанной цели возможно при условии развития теоретического базиса менеджмента страховых процессов. Таким образом, концепция менеджмента страховых процессов выступает в качестве средства достижения поставленной цели. Объект и предмет исследования концепции менеджмента страховых процессов Страхование в своей основе имеет договорные отношения, зафиксированные в письменной форме между страховщиком и страхователем. Конечным результатом данных взаимоотношений будет финансовый результат и удовлетворенность сторон страхового договора. Страховой бизнес создает финансовые (и сопутствующие им инвестиционные, консультационные, образовательные услуги), оценить немедленно которые нельзя (большое количество страховых услуг имеют значительную пролонгацию во времени – годовой период и часто свыше него). Поэтому управление качеством страховой услуги является чрезвычайно сложным процессом, требующим особого внимания на законодательном уровне. В настоящее время менеджмент страховых процессов представляет собой процесс формирования и поддержания функционирования важнейших элементов системы финансовых и иных отношений субъектов страхования и взаимосвязей между ними с целью получения установленного результата и связанный с выполнением специфических страховых функций в экономике. Как форма научного знания концепция менеджмента страховых процессов представляет собой систему взглядов на построение процессов в сфере страхования, основных понятий и логических положений, дающую целостное представление о закономерностях и наиболее существенных связях и отношениях субъектов страхового сообщества. Рассмотрение концепции менеджмента страховых процессов возможно с точки зрения дальнейшего развития страхового менеджмента (см. рис. 1).
Рис. 1. Эволюционная направленность концепции менеджмента страховых процессов
В качестве объекта исследования концепции менеджмента страховых процессов выступают бизнес-процессы страховых организаций. Предмет исследования можно определить как основные принципы, закономерности, методы и модели формирования бизнес-процессов при организации взаимодействия страховой компании, посредников и промышленных предприятий как крупных клиентов. Структура концепции менеджмента страховых процессов Концепция менеджмента страховых процессов является управленческой. Она использует качественные взаимозависимости и количественные характеристики параметров развития, а также информационные и финансовые модели с целью описания и объяснения эмпирического материала, полученного в результате изучения практического опыта функционирования бизнес-процессов в сфере страхования. Структура концепции менеджмента страховых процессов представлена на рис. 2. Она включает в себя следующие основные элементы: − систему понятий и категорий, сформированных в области управления страховыми бизнес-процессами; − исходный практический и теоретический материал, обобщающий имеющиеся на настоящий момент времени данные, составляющие базис концепции менеджмента страховых процессов и содержащий исходные факты, гипотезы, принципы и закономерности; − теоретическую и концептуальную модель объекта исследования, которые обеспечивают выполнение требований формализации при описании структурных составляющих и взаимосвязей страховых процессов. Теоретическая и концептуальная модели менеджмента страховых процессов сформированы на основе практических результатов, полученных страховыми организациями, посредниками и промышленными предприятиями, функционирующих в условиях российской экономической системы. В структурную часть модели включены элементы системы менеджмента страховых процессов и основные связи между ними. Функциональная часть определяет характер осуществления страховых процессов в ходе реализации страховой организацией своих функций под воздействием рыночных, экономических, правовых и иных механизмов. Обеспечивающая часть сформирована с целью поддержания устойчивости и целостности системы менеджмента страховых процессов и отвечает за реализацию защиты интересов субъектов данной системы. Разработанные модели и инструментарий проектирования системы менеджмента страховых процессов создаются для выполнения функции исследования данной концепции с помощью экономического подхода. Их можно подразделить на две группы.
Рис. 2. Структура концепции менеджмента страховых процессов Методы и инструментарий
Первая из них представлена методами и моделями анализа страховых процессов, которые направлены на получение оценки качества структурной составляющей менеджмента страховых процессов и определения вклада в результативность функционирования системы взаимодействия страховой компании, посредников и промышленных предприятий в целом. Вторая группа включает в себя модели и инструментарий синтеза, суть работы которых может быть заключена в обосновании правильности последовательности построения страховых процессов взаимодействия субъектов и в ее способности удовлетворять требованиям оперативности, своевременности работы процессных систем. Методы и инструментарий управления системой страховых процессов направлены на решение теоретических и практических задач, возникающих в ходе функционирования системы взаимодействия субъектов страхового рынка. Особенностью разработки данных методов и инструментария является необходимость реализации возможности действия субъектов в условиях дефицита временных ресурсов на реструктуризацию системы ввиду требований постоянного обслуживания страховых процессов, соответствующих постоянно осуществляемым высокорискованным производственным, торговым и иным операциями промышленных предприятий. Поэтому в задачи, реализуемые с помощью данных методов и инструментария, должны быть включены: корректировка целевых аспектов, планирование процессов, организация и координация их осуществления, реализация в параллельном (традиционно более экономичном) и последовательном и режимах, а также промежуточный и итоговый контроль и анализ. Данные задачи являются традиционными для теории менеджмента [2], но в данной концепции их представление дается с учетом страховой специфики. Методы и инструментарий обеспечивающей подсистемы менеджмента страховых процессов предназначены для формирования аппарата поддержания непрерывности и устойчивости осуществления процесса взаимодействия участников сбытового канала страховой компании. Основным требованием к разработке методов обеспечения функционирования страховых процессов должна быть адаптивность к постоянно меняющимся условиям промышленного, финансового и иных рынков и прочих обстоятельств, оказывающих существенное воздействие на субъектов страховых процессов. Перечень методов включает в себя методы оптимизации дополнительных страховых процессов по временному и финансовому ресурсу, а также методы типизации основных обеспечивающих процедур при заключении и обслуживании договоров страхования. Итоговым этапом разработки концепции менеджмента страховых процессов является создание методики оценки эффективности, которая необходима в рамках данной концепции для выявления экономического и организационного (социального) эффекта моделей и методов взаимодействия участников страховых процессов, предложенных на предыдущих этапах построения концепции. Экономическая эффективность страховых процессов традиционно может быть определена через соотношение полезного результата и затрат на разработку и осуществление процесса [3]. Расчет оценки экономической эффективности системы, в которой сосуществуют участники, имеющие разнонаправленные интересы, представляется более сложным и требует многокритериального подхода. Кроме того, целесообразно отметить важность разработки показателей эффективности отдельных страховых процессов для различных участников построенной цепи: страховой компании, посреднических структур и производственных предприятий-потребителей страховых продуктов. Далее, для формирования основных положений концепции менеджмента страховых процессов необходимо сформировать соответствующий понятийный аппарат и инструментарий.
Заключение
В настоящее время концепция менеджмента страховых процессов находится в начальной фазе своего развития, хотя ряд авторов в своих научных работах исследуют отдельные экономические и математические вопросы, связанные с процессным подходом к страхованию. Концепция менеджмента страховых процессов, без сомнения, может быть развита и дополнена впоследствии в содержательном отношении.
Литература:
1. Холод Л.Л., Хрусталев Е.Ю. Методы и инструментарий реализации процессного подхода. / Знание, понимание умение. – 2007. − №4. − С. 126−127. 2. Дафт Р. Л. Менеджмент. − Спб.: Питер, 2001. – 832 с. 3. Щербаков А.И. Совокупная производительность труда и основы ее государственного регулирования. Монография. − М.: Издательство РАГС, 2004. – 15 с.
ШАРАПОВА С.А., канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и управления проектами, Московская государственная академия делового администрирования
Вся пресса за 29 августа 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Управление
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 июня 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 10 июня 2025 г.
В Азербайджане обновлены стандарты корпоративного управления в страховых компаниях

|
|
БелТА (Белорусское телеграфное агентство), Минск, 10 июня 2025 г.
Дерево упало на автомобиль. Страховая компания выплатила владельцу ущерб и обратилась в суд в Минске

|
|
Аргументы и факты-Башкортостан, 10 июня 2025 г.
В Башкирии предлагают законодательно закрепить статус аварийных комиссаров

|
|
ТАСС, 10 июня 2025 г.
В АТОР не фиксируют массовых случаев аллергии на солнце у россиян в Турции

|
|
РБК.Приморье, 10 июня 2025 г.
За два года в Приморье в 8 раз сократилось число жалоб на ОСАГО

|
|
Российская газета-Верхняя Волга, 10 июня 2025 г.
На всякий случай

|
|
Stavropol.Media, 10 июня 2025 г.
Перевозчика привлекли к ответственности за отсутствие страховки на Ставрополье

|
|
Финмаркет, 10 июня 2025 г.
За 4 месяца средняя премия по годовым полисам ОСАГО снизилась на 5,3%, средняя выплата выросла на 17,4% - РСА

|
9 июня 2025 г.

|
|
Российский налоговый портал, 9 июня 2025 г.
В ГД одобрили законопроект о налоговом стимулировании инструментов сбережений

|
|
Интерфакс, 9 июня 2025 г.
В РФ создадут Центр развития искусственного интеллекта

|
|
raexpert.ru, 9 июня 2025 г.
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Страховая бизнес группа» на уровне ruА-

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 9 июня 2025 г.
Суд взыскал 137 млн рублей убытков с экс-руководителей страховщика «Спасские ворота-М»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Австралийцы под угрозой: как рост страховых премий и климатические катастрофы ставят под удар миллионы домовладений

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Молодёжь хочет простое и цифровое страхование: итоги опроса Insurance Europe и EYP

|
|
ПРАЙМ, 9 июня 2025 г.
В России снизилась средняя стоимость полиса ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Убытки перестраховщиков, связанные с ветровыми рисками в США и Европе, остаются стабильными

|
|
ТАСС, 9 июня 2025 г.
Сумма выплат по ОСАГО за январь-апрель 2025 года составила 71,7 млрд рублей

|
 Остальные материалы за 9 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|